Ольга Филиппова предлагает Вам запомнить сайт «Современное искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Современное искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Настоящее искусство всегда современно

Почему Юрий Никулин отказался от культовых ролей

развернуть

Вот таким мог бы быть кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию* | Фото: dubikvit.livejournal.com

Вот таким мог бы быть кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*

В творческом арсенале каждого актера есть роли, которые становятся его визитной карточкой и приносят славу, признание и успех у миллионов зрителей. Для Юрия Никулина такими стали роли в комедиях Гайдая. Однако их могло бы быть больше, если бы актер сам не упустил шанс сыграть в культовых фильмах Рязанова и Гайдая, которые принесли популярность другим актерам, хотя изначально эти роли писались специально под Никулина.

Кадр из фильма *Берегись автомобиля*, 1966 | Фото: smolnarod.ru

Кадр из фильма *Берегись автомобиля*, 1966

Эльдар Рязанов заранее знал, кто должен был сыграть Деточкина в его комедии «Берегись автомобиля» – сценарий писался под Юрия Никулина. Однако незадолго до начала съемок вдруг выяснилось, что цирк, в котором работал Никулин, уезжает на гастроли за границу на несколько месяцев. Никого, кроме него, в этом образе Рязанов не видел, к тому же актер уже начал учиться вождению специально для этой роли. Режиссер даже обратился к министру, чтобы освободить Никулина от зарубежных гастролей. Но это только усугубило положение.

Фотопробы на роль Юрия Деточкина | Фото: smolnarod.ru

Фотопробы на роль Юрия Деточкина

Министр не только не помог режиссеру, но и вообще забраковал его идею. В своей книге «Неподведенные итоги» Рязанов рассказывал: «Алексей Владимирович сказал, что сценарий ему показался плохим. В первую очередь в воспитательном смысле. Ведь после выхода подобной картины советские граждане примутся угонять автомобили, фильм будет поощрять дурные инстинкты. Поэтому он не только не станет звонить в «Союзгосцирк», освобождать Никулина от гастролей, но и вообще остановит производство нашей ленты. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя главной роли, Кинокомитет картину «законсервировал».

Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме *Берегись автомобиля*, 1966 | Фото: sputnik.by

Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме *Берегись автомобиля*, 1966

Тогда Рязанов вместе со своим соавтором Брагинским решили переделать сценарий в повесть и опубликовать ее в журнале «Молодая гвардия». И критики, и читатели встретили ее с восторгом. Литературный успех побудил Рязанова снова прийти на «Мосфильм» с предложением экранизировать повесть. На этот раз разрешение было получено, но тут Никулин снова собрался в заграничную командировку. Рязанов решил не повторять ошибок и не обращаться за помощью к начальству. Он решил: уж лучше фильм выйдет с другими актерами, чем не выйдет вовсе. Кандидатуры Леонида Куравлева и Олега Ефремова режиссер забраковал. Так Иннокентий Смоктуновский получил одну из лучших своих ролей, а Ефремов появился в этом фильме в другом образе – следователя Подберезовикова.

Юрий Никулин на арене цирка | Фото: smolnarod.ru

Юрий Никулин на арене цирка

Юрий Никулин на арене цирка | Фото: pressa.tv

Юрий Никулин на арене цирка

Между цирком и кино Юрий Никулин разрывался почти всю свою творческую жизнь. Из-за работы в цирке он не сыграл и в фильмах Сергея Бондарчука. Он был утвержден на роль капитана Тушина в «Войне и мире» и на роль английского офицера в «Ватерлоо», но снова был вынужден выбирать между кино и цирком и снова сделал выбор в пользу последнего. По другим сведениям, в «Ватерлоо» он не сыграл из-за болезни. И к Бондарчуку попал только с третьей попытки, снявшись в фильме «Они сражались за родину». Отказался Никулин и от главной роли в комедии Георгия Данелии «Тридцать три». Вместо него роль получил Евгений Леонов, который впоследствии стал для этого режиссера своеобразным талисманом – Данелия приглашал его почти во все свои фильмы.

Юрий Никулин на цирковой арене | Фото: sputnik-georgia.ru

Юрий Никулин на цирковой арене

Знаменитая троица Трус-Балбес-Бывалый | Фото: kinopoisk.ru

Знаменитая троица Трус-Балбес-Бывалый

Успех троицы Трус-Бывалый-Балбес после выхода на экраны комедий Гайдая был настолько громким, что в этих же образах их хотели снимать и другие режиссеры. Так, они должны были появиться в «Джентльменах удачи», правда, вместо Моргунова планировали снимать Евгения Леонова. Никулин рассказывал: «Мы с Вициным оставались, но я категорически отказался: если сниматься, то всем троим. К тому же я посчитал, что мы тем самым изменяем Гайдаю. Мы и так два раза выступили у других режиссеров: у Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу» и у Карелова в «Семи стариках и одной девушке», появились в роли тех же персонажей и с той же смещенной психикой. Но там наши эпизоды как-то не покатили, и я понял, что только Гайдай, создавший нашу троицу, мог нас задействовать правильно».

Юрий Никулин и Андрей Миронов в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: tvc.ru

Юрий Никулин и Андрей Миронов в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968

Роль Ивана Грозного должен был исполнить Юрий Никулин | Фото: anews.com

Роль Ивана Грозного должен был исполнить Юрий Никулин

Роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного в сценарии к фильму «Иван Васильевич меняет профессию» тоже писались исключительно под Никулина. Как раз в это время в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы результаты исследований антрополога Михаила Герасимова, занимавшегося реконструкцией внешнего облика царя Ивана Грозного по костям его черепа. Говорят, когда жена Никулина Татьяна увидела этот портрет в журнале, она будто бы сказала: «Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!». Вряд ли сходство можно назвать очевидным, но Гайдай действительно в этой роли никого другого не представлял. А после невероятного успеха «Бриллиантовой руки» режиссер рассчитывал на то, что и в новом фильме Никулин снимется в дуэте с Андреем Мироновым, которого Гайдай видел в роли Милославского.

Реконструкция внешнего облика Ивана Грозного | Фото: smolnarod.ru

Реконструкция внешнего облика Ивана Грозного

Леонид Гайдай и Юрий Никулин | Фото: smolnarod.ru

Леонид Гайдай и Юрий Никулин

По поводу причин отказа Никулина от этой роли существует две версии. Согласно первой, это снова случилось из-за занятости в цирке. По второй версии, Никулин не захотел сниматься в фильме по произведению Михаила Булгакова, так как был уверен в том, что его «завернут» и положат «на полку».

Юрий Никулин | Фото: smolnarod.ru

Юрий Никулин

Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973 | Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973

В результате на главную роль в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» пробовались Евгений Лебедев, Георгий Вицин, но убедительнее других выглядел Евгений Евстигнеев. Именно на его кандидатуре и хотел остановиться Гайдай, но после конфликта на съемочной площадке он отказался от роли. И тогда режиссеру кто-то предложил пригласить Юрия Яковлева, с которым он до этого не работал. Так актер сыграл одну из самых ярких своих ролей. Говорят, позже, посмотрев этот фильм, Юрий Никулин очень жалел об упущенном шансе. А Гайдай больше не снимал его в своих картинах.

Всю жизнь он разрывался между цирком и кино | Фото: kino-teatr.ru

Всю жизнь он разрывался между цирком и кино

Юрий Никулин | Фото: aif.ru

Юрий Никулин

опубликовано на https://my-fine.com, источник


Ключевые слова: актеры, кино
Опубликовала Ольга Филиппова , 13.03.2018 в 11:52
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев 13 марта, в 12:30 Лучше Яковлева едва ли кто смог бы сыграть Грозного.
Текст скрыт развернуть
5
Наталья Политова (Панова)
Наталья Политова (Панова) Владимир Eвтеев 13 марта, в 20:47 Да и Смоктуновский Деточкина прекрасно сыграл, хотя, наверное, и Никулин был бы хорош в этих ролях. Текст скрыт развернуть
1
Lessa
Lessa 13 марта, в 13:15 У нас много талантливых актеров,я беру только уходящее поколение,нынешние как-то мне неинтересны,но гениален лично для меня именно Никулин,которому подвластны и комедия,и трагедия,и фарс,и драма.
Текст скрыт развернуть
5
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев Lessa 14 марта, в 09:27 В одном ряду  с ним стояли, увы, уже стояли  - Папанов,  Леонов, Евстигнеев, Яковлев, что могли и трагедию, и комедию сыграть.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
Комментарии Facebook
Новое на сайте Современное искусство
С волками можно только быть на равных. Carol Cavalaris

С волками можно только быть на равных. Carol Cavalaris

Ольга Филиппова 26 сен, 00:22
+37 3
Вот, что значит красиво стареть: в сети сравнили 82-летнюю Алису Фрейндлих и Софи Лорен

Вот, что значит красиво стареть: в сети сравнили 82-летнюю Алису Фрейндлих и Софи Лорен

Недавно Алиса Фрейндлих вновь появилась на публике и заставила всех окружающих рукоплескать ей. Корреспонденты тут же поспешили взять у нее интервью, а многие от

Ольга Филиппова 25 сен, 20:21
+20 1
Вышивка на яичной скорлупе — оригинальное искусство, не знающее равных!

Вышивка на яичной скорлупе — оригинальное искусство, не знающее равных!

Яичная скорлупа – исключительно тонкий и хрупкий материал, а потому её обычно применяют во время создании картин или скульптур. Однако находятся мастера фили

Ольга Филиппова 25 сен, 20:09
+12 2
Художница Зубарева Светлана. Когда для кисти шелковое поле беспечно дарит в выборе простор...

Художница Зубарева Светлана. Когда для кисти шелковое поле беспечно дарит в выборе простор...

Крыши Батик Руками трогай очень осторожно, когда, касаясь кистию шелков, Рисуешь небеса... и очень сложно, в движении воздушных облаков Не исказить

Ольга Филиппова 25 сен, 19:51
+5 1
Вот тебе и "Буратино"

Вот тебе и "Буратино"

Вот тебе и "Буратино"!

Ольга Филиппова 25 сен, 12:00
+15 0

Поиск по блогу

Читать
Запомнить
Лучшее за месяц
20 снимков, которым не нужен Фотошоп, чтобы поразить вас в самое сердце

20 снимков, которым не нужен Фотошоп, чтобы поразить вас в самое сердце

Современного человека в XXI веке довольно сложно удивить чем-либо. Интернет заполонили миллионы отредактированных фотографий, каждая из которых краше другой. Но

Ольга Филиппова 9 сен, 22:51
+171 12
25 удивительных фотографий, которых не касался фотошоп

25 удивительных фотографий, которых не касался фотошоп

В наш век цифровых технологий ровным счётом ничего не стоит нарисовать на компьютере всё что угодно, голливудские блокбастеры тому отличное подтверждение. Тем це

Ольга Филиппова 19 сен, 09:54
+167 29
Фотограф сделал забавную серию снимков, в которой наглядно показал сходство собак и их хозяев

Фотограф сделал забавную серию снимков, в которой наглядно показал сходство собак и их хозяев

Наверное, вы слышали или даже замечали, что собаки внешне напоминают своих хозяев. Особенно хорошо это видно после нескольких лет их совместной жизни. Британский

Ольга Филиппова 4 сен, 09:41
+89 8
Французский снайпер: 27 редкостных черно-белых фото от короля папарацци — Даниэля Ангели

Французский снайпер: 27 редкостных черно-белых фото от короля папарацци — Даниэля Ангели

Профессия папарацци довольно неоднозначное, но при определенном навыке весьма прибыльное ремесло. Знаменитости их ненавидят, простые люди восхищаются их работами

Ольга Филиппова 24 сен, 21:04
+79 4
33 мощные картинки о том, какой стала наша жизнь в XXI веке

33 мощные картинки о том, какой стала наша жизнь в XXI веке

Очень честные работы. Корен Шадми – американский художник, чьи работы освещают несовершенства современного общества. Некоторые из его самых глубоких работ на

Ольга Филиппова 16 сен, 20:02
+78 7

Последние комментарии

lidia burlaka
Алевтина Волонец
Мне очень понравилось.
Алевтина Волонец Восхитительный квиллинг женщины, бросившей работу ради искусства
Кочкин Николай
мастер
Кочкин Николай Художница Зубарева Светлана. Когда для кисти шелковое поле беспечно дарит в выборе простор...
Tatiana Krasovskaia
Надежда, Петербург